Ваша компания
ГлавнаяСведения об образовательной организацииО ДОУРодителямНаши успехи и достиженияПубликацииФотоальбомПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИЧасто задаваемые вопросыВопросы-ответы
АВТОРИЗАЦИЯ
Логин (Регистрация)

Пароль (Забыли?)

Облако тегов

Публикации

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством физических упражнений» Автор: Фионина Любовь Владимировна, воспитатель Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, читать, считать и писать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему - движение. Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Врачи утверждают, что без движения ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем многообразии. Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если взрослые - родители, педагоги возьмут себе в помощники движение. Главной целью физического воспитания в детском саду является хороший уровень здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого , затрудняют общение ребенка, может появиться замкнутость, неуверенность. Преодоление и предупреждение речевых нарушений требует определенного логопедического воздействия, но способствовать этому процессу можно и средствами физической культуры. Для этого предусмотрены следующие формы организации двигательной деятельности детей в ДОУ: • физкультурные занятия; • утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия; • физкультурные праздники; • кружковая деятельность. Многочисленные исследования говорят о главной роли движений в становлении психических функций ребенка (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.А.Леонтьев). Действующие во время двигательных действий мышцы дают постоянное поступление импульсов в мозг, стимулируя тем самым центральную нервную систему. Когда ребенок приобретает двигательные умения и навыки, улучшается координация его движений. Развитие движений происходит при участии речи. Существует тесная взаимосвязь между моторной и речевой деятельностью, уровень развития речи ребенка зависит от того, насколько развита его моторика. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи. С 2018 г. по 2019 г. в МАДОУ «Детский сад № 20» я проводила кружок «Здоровячок» с детьми 4-5 лет. Задачами моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование двигательных навыков и умений, развитие психофизических качеств, двигательных способностей, формирование потребности в ежедневной двигательной активности, развитие речи. В работе с детьми я использовала следующие методы, способствующие речевой активности ребенка: • Пальчиковые игры; • Считалки, речевки, девизы ; • Объяснение правил подвижной игры, выполнения упражнения; • Игры малой подвижности с речевым сопровождением; • Различные виды счета; • Дыхательная гимнастика. На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился уровень физического здоровья детей, произошла положительная динамика темпов прироста физических качеств, повысился уровень речевой активности детей. Дети с большим удовольствием посещали кружок, ведь, как говорят психологи, ребенок-это деятель. А деятельность выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Работая с детьми, было отмечено, уменьшение количества заболевших, высокая работоспособность, низкая утомляемость, повысился уровень речевой активности. Также, занятия позволяли зарядить энергией ребенка на последующую часть дня. Со стороны родителей также были отмечены положительные отзывы от посещения кружка. Список использованной литературы: 1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007.-176 с. 2. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006

 Информация об образовательных, методических, научных, нормативных и других электронных ресурсах, доступных к использованию в процессе осуществления образовательной деятельности

 

Портфолио учителей  http://portfolio-edu.ru

Журнал "Справочник старшего воспитателя"

http://vospitatel.resobr.ru/

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

·         Журнал "Детский сад будущего"

http://www.gallery-projects.com

Журнал включает:

·         опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;

·         набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;

·         разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков.

·         Журнал "Воспитатель ДОУ"

http://doshkolnik.ru

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

·         ценнейший опыт лучших ДОУ;

·         четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

·         не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

·         Журнал "Современный детский сад" -

http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sad

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные. 

·         Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

http://www.menobr.ru/products/7/

- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда. 

·         Журнал «Обруч»

http://www.obruch.ru/

 - иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды. 

·          Журнал «Детский сад от А до Я»

http://detsad-journal.narod.ru/

- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов. 

·          Газета «Дошкольное образование»

http://best-ru.net/cache/9988/

-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

·          Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

http://sdo-journal.ru/

- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

·         Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

http://festival.1september.ru/

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

·         Детский сад.

http://detsad-kitty.ru/

 Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

·         Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

http://www.doshvozrast.ru/

 Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

·         Всё для детского сада

http://www.moi-detsad.ru

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

 

·         http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.

·            http://www.baby-news.net – «Baby news» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

·         http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

·         http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

·         http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можно увидеть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

·         http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

·         http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т.п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)

·         http://teramult.org.ua/ Сайт "Старые мультфильмы" 

·          http://www.multirussia.ru  МУЛЬТИ-РОССИЯ

·         http://teremoc.ru/ Детский портал "Теремок"

·         http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"

·         http://internetenok.narod.ru/  Детский портал "Интернетёнок"

·         http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клепа"

·         http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

·         http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

·           http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.

·         http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"

 Журнал "Детский сад: теория и практика

http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

 

Инновационные приемы речевого развития

Метод проектов.

Виды проектов, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста:

• монопроекты, затрагивающие одну образовательную область;

• интегрированные, в рамках которых решаются образовательные задачи разной направленности.

Проектная деятельность должна быть направлена на формирование интереса к художественной литературе, творческому слову, привитию навыков по формированию связных, логических высказываний, совершенствование навыков ведения диалога, освоение принципов культурного ведения спора.

Организация проектной деятельности выполняется с учетом возрастных особенностей:

• воспитанникам младшей группы будут интересны монопроекты, посвященные отдельным образовательным ситуациям (например, знакомство с домашними животными);

• дети, посещающие среднюю группу, могут участвовать в простых экспериментах, выполнять задания небольшими группами (темы для проектов: «Зачем нужна посуда?», «Виды транспорта», «Как люди узнают время?»);

• ребята старшего дошкольного возраста интересуются различными областями знаний, вопросами социальной адаптации. Им наверняка понравятся проекты, затрагивающие вопросы защиты природы, дружбы, взаимопомощи. Проекты могут быть посвящены празднованию знаменательных дат. Так, в преддверии Дня космонавтики детки в рамках проектной деятельности могут узнать неизвестное о космосе и планетах.

Технология портфолио

Оформление личного портфолио основывается на указании индивидуальных достижений ребенка:

• физических особенностей («Я расту)»;

• умений («Мои достижения», «Прочитанные книги», «Расскажу я вам стихи»);

• положительных впечатлений и эмоций («Мои фантазии и мечты»);

• наград и творческих успехов («Грани таланта», «Умелые ручки»);

• подготовке к школе («Скоро я пойду в первый класс»);

• забавных шалостей («Моя семья и я»).

Разделы портфолио заполняются последовательно, расширяются в соответствии со сменой увлечений.

Исследовательская активность

Самостоятельная исследовательская деятельность оставляет глубокий след в памяти малыша и способствует активному расширению словарного запаса. Проведение простых опытов (например, топление кусочка льда в стакане с водой, проращивание семян) вызывают значительный эмоциональный отклик, связанный с накоплением личного жизненного опыта и формированием понятийного словаря.

При необходимости пересказа акта исследовательской деятельности ребенок снова переживает яркие моменты, вспоминает последовательность событий, а потому формируемое высказывание отличается логичностью, ясностью, высокой образностью, согласованностью. Ведение исследовательской деятельности невозможно без постановки проблемы и выводов, объяснений своих действий. В ходе ведения исследований дети учатся выстраивать сложные типы высказываний, собственные суждения и логически отстаивать их в споре. Это позволяет дошколятам выйти на более совершенный уровень коммуникации.

Коллекционирование

Составление коллекций способствует расширению активного словарного запаса, закрепление в речи пониманий между прошлым, настоящим и будущим (понимание времен глаголов). Работа с коллекциями также может строиться на придумывании «историй» предметов: кто и зачем их создал, как ими пользовались и как оказались в коллекции группы.

Игровые технологии

К коммуникативным игровым технологиям относятся:

• артикуляционные игры;

• упражнения на улучшение речевого дыхания;

• решение задач по улучшению фонематического восприятия;

• подвижные игры с текстом;

• пальчиковые игры.

Проведение игры со словами позволяет малышам отработать схемы построения различных коммуникативных конструкций, научиться расширять самые простые предложения эпитетами, сравнениями, образными дополнениями, составлять иллюстрации к текстам, чтобы облегчить их пересказ, воплощать фантазии в слова.

Технологии ИКТ

Использование персональных компьютеров, графических досок, планшетов и любых других игровых комплексов помогает расширить методы овладения родным языком, создать атмосферу общения «на равных», способствующую коммуникативной свободе.

Наряду с компьютерными играми широко практикуется использование в качестве наглядного материала презентаций, воспроизводимых на ПК.

Технология проблемного обучения

Создание воспитателем, который в данном случае выступает организатором образовательных отношений, проблемных ситуаций создает оптимальные условия для активной коммуникации детей. Проблемные образовательные моменты создаются посредством использования вопросительных наречий (почему? зачем?), требующих использования воспитанником уже усвоенных знаний для формирования связного высказывания.

Например, для ответа на вопрос «Что случится, если в сказке появиться новый герой?» ребенку потребуется задействовать не только логику, но и вспомнить опыт прослушивания или прочтения разных сказок для формирования аргументированного высказывания. Для быстрого включения проблемных ситуаций в воспитательный процесс педработникам рекомендуется создать личную картотеку с заготовками.

Специалисты по дошкольному воспитанию по-разному рассматривают мнемотехнику в своих работах, поэтому воспитатели вправе выбирать наиболее удобный вариант трактовки методики с учетом возраста и индивидуальных особенностей детского контингента, или поочередно использовать разные способы работы с группой. 

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте ( до года)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт) Информацию о показателях развития ребенка до 3 месяцев Вы найдете в статьях подрубрик: «Новорожденный ребенок» «Ребенку 1 месяц» «Ребенку 2 месяца»

Возраст 3 месяца Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук. Зрительные ориентировочные реакции: Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках. Эмоции при общении: Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издает звуки. Движения рук и действия с предметами: Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью. Движения общие: Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Подготовительный этап развития речи: Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки. Подробное пошаговое описание упражнений и игр для ребенка 3 месяцев Вы найдете в рубрике «Малышу 3 месяца»

Возраст 4 месяца. Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию. Зрительные ориентировочные реакции: Узнает маму и радуется ей. Эмоции при общении: Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему. Движения рук и действия с предметами: Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку. Движения общие: Более выраженные показатели трех месяцев. Подготовительный этап развития речи: Гулит. Игры, потешки и упражнения для детей 4 месяцев Вы найдете в статье http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/maly-shu-4-mesyatsa/

Возраст 5 месяцев. Слуховые ориентировочные реакции: Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них. Зрительные ориентировочные реакции: Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека). Эмоции при общении: Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит. Движения рук и действия с предметами: Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке. Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подготовительный этап развития речи: Подолгу, певуче гулит. Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев, играх, игрушках, упражнениях для пятимесячных детей Вы можете прочитать в статье — http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/maly-shu-5-mesyatsev/

Возраст 6 месяцев. Слуховые ориентировочные реакции: По-разному реагирует на свое и чужое имя. Зрительные ориентировочные реакции: Ярче проявляются показатели пяти месяцев. Эмоции при общении: Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев. Движения рук и действия с предметами: Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую. Движения общие: Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая. Подготовительный этап развития речи: Произносит отдельные слоги (начало лепета). Подробнее об играх и упражнениях с шестимесячными детьми и показателях их развития Вы можете прочитать в статье http://rodnaya-tropinka.ru/shestimesyachny-j-rebenok/

Возраст 7 месяцев. Движения рук и действия с предметами: Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее. Движения общие: Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны. Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Игры и упражнения с малышом Вы найдете в статье «Ребенку 7 месяцев». А также из нее Вы узнаете, чо такое «деловое общение» с самыми маленькими детьми; с какого возраста полезно слушать аудиосказки, что такое эмоциональная привязанность, хорошо это или плохо.

Возраст 8 месяцев. Эмоции при общении: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Движения рук и действия с предметами: Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает) Движения общие: Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер. Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянном месте. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «пока-пока», «ладушки») Подробнее об особенностях развития ребенка 8 месяцев, игры и упражнения для этого возраста Вы найдете в статье «Ребенку 8 месяцев»

Возраст 9 месяцев. Слуховые ориентировочные реакции: совершает плясовые движения под плясовую музыку. Эмоции при общении: Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека. Движения рук и действия с предметами: С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее). Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками. Подготовительный этап развития речи: На вопрос «где?» показывает несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их расположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги.

Возраст 10 месяцев. Эмоции при общении: действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним. Движения рук и действия с предметами: Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Движения общие: Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки. Подготовительный этап развития речи: По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Выполняет по заказу и напоминанию разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и другие. Подражает взрослому и повторяет за ним новые слоги.

Возраст 11 месяцев. Эмоции при общении: радуется приходу детей, избирательно относится к ним. Движения рук и действия с предметами: Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень. Движения общие: Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. Подготовительный этап развития речи: По словесной просьбе выполняет разные действия с игрушками (водит куклу, кормит собачку и т.п.) Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например, по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный. Или по просьбе «дай лялю» дает любую куклу, а не одну конкретную. Произносит первые слова: «дай», «ав-ав», «бах» и другие.

Возраст 12 месяцев (1 год). Слуховые ориентировочные реакции: По слову взрослого отличает кирпичик от кубика. Зрительные ориентировочные реакции: Узнает знакомого взрослого на фотографии. Эмоции при общении: Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Движения рук и действия с предметами: Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой: кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку и так далее. Движения общие: Ходит самостоятельно, без опоры. Подготовительный этап развития речи: Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имен детей и взрослых, отдельные поручения («найди», «принеси», «покажи» и т.п.). Понимает слово «нельзя». По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушкой. Легко подражает новым слогам, облегченным словам.

Показатели развития ребенка в раннем возрасте ( от 1 года до 3 лет). Данные ниже показатели развития ребенка выявлены в ходе изучения закономерностей развития детей в определенных условиях воспитания. Разные умения формируются в разные периоды развития малыша с разной интенсивностью. Поэтому при оценке особенностей развития ребенка выявляются показатели в эпикризные сроки. Это 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии. Систему игр и упражнений для детей 1-2 лет Вы найдете в рубрике «Развитие ребенка 1-2 лет» Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни ( Н.М. Аксарина, К.Л. Печора)

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца Развитие речи: Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу. А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет. Б) Активная речь: Лепечет, произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной активности. Как определить? 1. Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту. 2. Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку). Находит предметы обуви, одежды. 3. Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи. 4. Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь? Ориентируется ли дома по Вашему слову? Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький предмет из двух предложенных, разница в размере 3 см). Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не подсказывайте! Малыш делает задание сам. Игра и действия с предметами: Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни). В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых. Как определить? 1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу. 2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка» и предложите построить самому. 3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия. Движения: ходит длительно, не присаживаясь (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки. Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой. Как определить? Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого. Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев Развитие речи: Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам. А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек) Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку). Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки. Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя) Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла). Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик). Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом. Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор). Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос. Ребенок причесывает куклу и вытирает нос. Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом. Как определить? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть. Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке). Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев. Развитие речи: Контактирует не только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение. А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого. Отыскивает на картинках изображения знакомых действий. Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»). По каждой картинке задайте вопросы ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением). Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов. Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными. Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»). Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см. Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см). Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной. Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка». Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота. Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см) Как определить? Малыш в 1 год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого). Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого. Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые). Взрослый может немного помогать. Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года. Развитие речи: А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка. Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях ( как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.). Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса). Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа. Б) Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения. Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов). Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета). Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты). Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке ( или к каждому носку) пару по цвету. Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр). Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников. Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий. Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания). Попросите малыша пройти так же. Навыки: Частично надевает на себя одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого. Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого. Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.) Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).

Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев Развитие речи Активная речь: Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?» Понимание речи: Понимает рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка. Как определить: Понаблюдайте за малышом в повседневном речевом общении, побеседуйте с ним на любую интересную для ребенка и близкую ему тему. В диалоге малыш хотя бы раз использует трехсловное предложение, может ответить на Ваши вопросы, сам задает вопросы. Сенсорное развитие: А) Воспроизведение формы: По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. Как проверить: Попросите малыша подобрать такую же форму по образцу. Б) Воспроизведение цвета: Подбирает по образцу разные предметы 4 основных цветов – красный, синий, желтый, зеленый («Спрячь мышку» и другие игры). Как проверить: Вам понадобятся цветные карточки (красная, зеленая, синяя, желтая). Также подготовьте 8 предметов, должно быть по два предмета каждого цвета. Например, красный цвет – красный карандаш, красный кубик. Желтый цвет – желтый игрушечный утенок, желтый маленький мячик. Покажите малышу цветные карточки. Возьмите один предмет в руки и спросите, куда его нужно положить. Малыш подбирает по цвету два предмета к каждой цветной карточке. Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий. Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот). Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий. Изобразительные умения: умеет рисовать замкнутую кривую линию. Конструктивные умения: Самостоятельно делает сюжетные постройки из строительного материала и называет их. Движения: Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см. Навыки: Ест достаточно аккуратно. Самостоятельно одевается, но не умеет сам застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Как определить: Понаблюдайте за ребенком после сна, во время сбора на прогулку. Малыш в два с половиной года может самостоятельно надеть шапку, рубашку, штаны, пальто (без завязывания шнурков и застегивания на пуговицы).

Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года. Развитие речи. Активная речь: Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?» Понимание речи: Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные элементы. Как определить: Понаблюдайте за ребенком во время общения с ним на разные темы. Есть ли у него в речи сложные предложения (хотя бы одно), какие вопросы он Вам задает, понимает ли Ваш рассказ о новых событиях, в которых ему знакомы лишь отдельные элементы. Сенсорное развитие: А) Воспроизведение формы: В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы). Б) Воспроизведение цвета: Называет 4 основных цвета. Как определить: Возьмите 8 цветных предметов разной формы (это должны быть знакомые ребенку предметы) четырех основных цветов – красный (2 предмета – например, красный флаг и красный карандаш), зеленый (два предмета – например, зеленый мяч и зеленый игрушечный крокодил), желтый, синий. Показывайте предметы и спрашивайте, какого они цвета. Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры. Как определить: Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью. Конструктивные умения: Появляются сложные сюжетные постройки (дом, лестница, гараж) , ребенок называет их и обыгрывает с игрушками. Изобразительные умения: С помощью карандаша, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, зайка, окно, мячик и так далее). Движения: Перешагивает через веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см. Навыки: Пользуется салфеткой при еде. Самостоятельно одевается при небольшой помощи взрослого. Может застегнуть пуговицы. Стремится к самостоятельности.

Проведем лето с пользой Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее. Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы. Гуляя в парке, у реки, да и просто во дворе можно найти множество предметов и объектов живой природы, чтобы их описать, составить предложение, придумать рассказ или развить мелкую моторику. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснять, повторять несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, голоса птиц, звуки ветра, дождя и т.д. это развивает слуховое внимание. Отдыхая на пляже, либо в парке можно организовать экспериментальные опыты, с изучением свойств воды, песка, травы, росы. Подобные занятия расширяют не только кругозор ребенка, но и пополняют активный словарь существительными, прилагательными, глаголами. Игры и упражнения можно придумывать взрослому самому и предлагать их ребенку, главное, чтобы любое задание несло в себе поучительную, обучающую цель. Возьмите на заметку Июнь. Наступила лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длинее и птицы поют без умолку. Заколосилась в поле рожь, цветет брусника и шиповник, если увидеть улей, то в нем пчелы собирают мед с пыльцы растений. Июль. Идет сенокос (косят сено), спеет черника, наливается клубника. А если сходить в лес за ягодами можно набрать целую корзину. Смотри! В парках лежит летом пушистый "белый снег"?! Это цветет тополь, а "летний снег" - это тополиный пух. Август. Вода у берега в озере стала холодней. Это потому, что день стал короче, а ночи длинней. А солнце все-равно по-летнему греет. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод. Летние загадки Сидит под потолком , Кусается тайком, Жужжит над ухом, Но не муха. (Комар) Про этот гриб все говорят , Что и сырым его едят. (Сыроежка) Дождик небо украшал, Воду с солнышком мешал , Краски взял семи цветов - Разноцветный мост готов.(Радуга) Если нет его - небо хмурится , Если есть оно - люди жмурятся. (Солнце) Когда будет лето в полном разгаре, Нам дерево это "Снежинки" подарит.(Тополь) Пословицы и поговорки о лете Июньское тепло, милее шубы меховой. День летний – за зимнюю неделю. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Люди рады лету, а пчелы цвету. Не жди лета долгого, а жди лета теплого. Июль косит и жнет, долго спать не дает. В августе солнце греет, а вода холодеет. На лесной опушке На одной лесной опушке Из травы торчали ушки, А еще за бугорком Проползал колючий ком, А еще у ветки клена Вертолет летал зеленый, А еще из ручейка Воду пили облака, А еще над самым ухом За пчелой гонялись мухи, А еще шептал мне ветер, Как прекрасно жить на свете! Геннадий Аминов Поиграйте с детьми: «Назови деревья». Ребенок называет деревья, растущие во дворе (городе, лесу, парке, деревне). Совместно со взрослым рассматривают ствол, листья, определяют их цвет, форму, размер. «Какая трава?». Обратить внимание ребенка на траву, на ее свойства и признаки. Дать ребенку возможность пощупать ее, сравнить между собой. «Аромат». Предложить ребенку понюхать различные растения: цветы, траву, листья деревьев, кору. Это развивает чувство обоняния, а если ребенок будет подбирать к каждому аромату прилагательные, то расширится и активный словарь. «Построй фигуру». Загорая на пляже или играя в песочнице, предложите ребенку построить замки: высокий, ниже и низкий. Прорисовать окошки определенного количества(формы). Пусть ваш малыш назовет все фигуры, пересчитает окна, двери. Сделает крышу заданной формы и т.д. Это способствует математическому развитию и навыку счета. «Опыты с песком». Интересно для детей провести элементарные опыты с песком. Экспериментируйте, добавляя разное количество воды и главное описывайте весь процесс словами, используйте прилагательные и глаголы в зависимости от консистенции песка (сырой, мокрый, жидкий, сухой, лепится, рассыпается и т.д.) «Построй дорогу». Предлагаем ребенку построить из песка дорогу для машин (в соответствии с размером машины). После построения обговорите, какая дорога: узкая, широкая, длинная, короткая и т.д. Какая машина сможет проехать по той или иной дороге, а какая нет, и почему? «Что видишь?». Вы с ребенком по очереди называете определенные объекты природы (например, все зеленые, или круглые и т.п.). «Наоборот». Ребенок в ответ на предложенное вами слово, должен предложить свое, противоположное по смыслу. Например, утро – ночь, солнце – луна, твёрдый - мягкий и т.д. «Четвертый лишний». Взрослый называет 4 предмета, три из которых связаны каким-либо признаком, а четвертый из другой категории, ребенок должен выделить лишний предмет и аргументировать свой ответ. Например, снег, дождь, сапоги, град; дерево, цветок, кустарник, камень и т.п. «Назови признак». Предложить ребенку назвать признаки лета, воды, растений и т.д. «Съедобное – несъедобное». При броске мяча, ребенок его ловит, если прозвучало только съедобное. «Жук и бабочка». Рассмотрите насекомых и найдите отличия: бабочка белая, желтая, крылышки тонкие; жук меньше бабочки, крылья жесткие; бабочка летает, жук ползает, летает, жужжит и т.. Аналогичным способом можно сравнить другие объекты природы. Проводя игры и упражнения с детьми, важно, чтобы дети отвечали полным ответом, верно проговаривали слова, правильно строили предложения и могли аргументировать ответ. Старайтесь поощрять ребенка добрым словом, улыбкой, одобрением. Играйте больше, будьте с ребенком позитивны и радуйтесь его успехам. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ На период летней оздоровительной компании - Соблюдайте режим дня. - Во избежание солнечного удара ,одевайте детям головные уборы ( панамы, кепки из хлопчатобумажной ткани) - Ежедневно приносите детям сменную одежду (чистые трусики, майку) - Ежедневно давайте ребёнку чистый носовой платок (из хлопчатобумажной ткани) - Обувь ребёнка должна быть по размеру, открытая, с фиксированной пяткой (сандалии) - В выходные и отпускные дни не лишайте ребёнка дневного сна. - Не давайте детям слишком горячую или слишком холодную пищу. - За 15 минут до приёма пищи давайте ребёнку по четверть стакана воды, это повысит аппетит и утолит жажду. - Нежелательно давать ребёнку сладости и другую еду. - ПОМНИТЕ, дети любят делиться и меняться игрушками, они могут портиться и теряться. Желательно не брать в детский сад игрушки и предметы за целостность и сохранность которых выбудете переживать . - В МАДОУ ЗАПРЕЩЕНЫ военизированные, провоцирующие агрессию игрушки. ПОЖАЛУЙСТА, не приносите их в детский сад. - Ежедневно утром информировать воспитателю о состоянии здоровья ребёнка. - Обратите внимание на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. - В целях улучшения психологического комфорта и психического здоровья детей , подготовки к новому учебному году рекомендуем организовать летний отдых ребёнка в кругу семьи и родственников.